Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В современных условиях, среди множества факторов, которые оказывают влияние на успешность профессиональной деятельности коллектива, особое значение приобретает социально-психологический климат. Профессиональная деятельность человека занимает основное время его жизни, и в течение этого времени происходит активное развитие и становление его личности. Одним из ключевых условий для полноценного личностного развития является наличие благоприятного социально-психологического климата.
Сегодня проблемы социально-психологического климата изучены достаточно подробно и описаны в социальной психологии. Ученые подчеркивают, что социально-психологический климат играет важную роль в жизни человека и оказывает влияние на его эмоциональное и интеллектуальное состояние. В процессе работы участники коллектива взаимодействуют друг с другом для достижения поставленных целей, согласовывают свои усилия, и именно от уровня этой координации зависит состояние социально-психологического климата, атмосферы в организации, независимо от ее сферы деятельности.
Социально-психологический климат коллектива является важным показателем его состояния и позволяет сделать выводы о следующих характеристиках:
- степень вовлеченности участников в деятельность;
- уровень координации усилий и взаимоотношений;
- соответствие психологической эффективности этой деятельности;
- интеллектуальный потенциал личности и коллектива, включая реализованные и потенциальные резервы и возможности;
- препятствия, которые могут затруднять использование психологических резервов команды;
- изменения в структуре интеллектуального потенциала личности и коллектива в целом.
С каждым днем все больше исследователей приходят к выводу, что создание благоприятного социально-психологического климата является одним из важнейших условий повышения производительности труда и качества работы [Пять…, 2018]. Благоприятный климат воспринимается каждым индивидом как состояние удовлетворенности отношениями с коллегами, руководителями, самой работой, ее процессом и результатами. Исследование социально-психологического климата в работающей группе является актуальной проблемой в свете растущих требований к психологическому вовлечению личности в профессиональную деятельность. В процессе своей работы участники коллектива взаимодействуют друг с другом для достижения своих целей и при этом проявляют свои личностные качества, что может значительно влиять на эффективность их деятельности.
Цель исследования – выявить взаимосвязь социально-психологического климата и эффективности труда.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты исследования социально-психологического климата и эффективности деятельности коллектива.
2. Организовать и провести эмпирическое исследование социально-психологического климата и эффективности деятельности коллектива.
3. Проанализировать взаимосвязи социально-психологического климата и эффективности деятельности коллектива.
Объект исследования – социально-психологический климат.
Предмет исследования – взаимосвязь социально-психологического климата и эффективности труда.
Гипотеза исследования: предполагается, что благоприятный социально-психологический климат прямо связан с эффективностью труда сотрудников.
Теоретическая основа работы:
- работы по проблеме социально-психологического климата (У. Диксон, А.Г. Ковалев, В.Н. Панферов, Б.Д. Парыгин, К.К. Платонов, Ф. Ретлисбергер, А.А. Русалинова, В.М. Шепель и др.);
- исследования по проблеме эффективности труда (А.К. Маркова, С.А. Дружилов, В.А. Толочек, Л.Г. Почебут, В.А. Чикер и др.).
Методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение данных научной литературы;
- эмпирические (опрос, тестирование);
- математико-статистические;
- интерпретационные.
Структура работы. ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В первой главе, «Теоретические аспекты изучения проблемы взаимосвязи социально-психологического климата и эффективности труда», раскрыто понятие социально-психологического климата и отражены подходы к изучению эффективности труда.
Во второй главе, «Эмпирическое исследование взаимосвязи социально-психологического климата и эффективности труда», описана организация исследования и дана характеристика выборки, обоснованы методики для проведения эмпирического исследования, проведена диагностика социально-психологического климата и эффективности труда у сотрудников, а также проведен анализ взаимосвязи социально-психологического климата и эффективности труда.
Научная новизна исследования состоит в выявлении значимых взаимосвязей социально-психологического климата и эффективности труда и формировании рекомендаций для руководителей по оптимизации социально-психологического климата в коллективе сотрудников.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы взаимосвязи социально-психологического климата и эффективности труда
1.1. Характеристика социально-психологического климата
Социально-психологический климат как феномен в последние десятилетия привлекает к себе все большее внимание как психологов, так социологов (Б.Д. Парыгин, К.К. Платонов, В.М. Шепель. Л.Н. Коган, А.Г. Ковалев, Н.С. Мансуров, В.Б, Ольшанский и др.). Однако ученым до сих пор не удалось окончательно договориться об определении данного понятия [Немов, 2023].
В социальной психологии наметились четыре подхода, которые являются основными к пониманию природы психологического климата.
В первом подходе (Е.С. Кузьмин, К.К. Платонов, Р.Х. Шакуров) климат понимается как социально-психологическое состояние малой группы, которое отображает реальную психологию ее членов. Социально-психологический климат рассматривается с двух аспектов: психологического, которое выражается в эмоциональных, волевых и интеллектуальных состояниях и свойствах группы, и социально-психологического, которое проявляется в интегративных характеристиках психологии группы, важных для ее целостности и функционирования [Кузьмин, 2000].
Психологический климат является свойством группы и определяется межличностными отношениями, которые формируют стойкое групповое настроение и мысли, влияющие на активность в достижении групповых целей.
Второй подход (А.А. Русалинова, А.Н. Лутошкин) рассматривает психологический климат как настроение группы людей, выражающееся в ее эмоционально-психологическом состоянии [Русалинова, 2009].
Третий подход (Б.Д. Парыгин, В.А. Покровский) определяет психологический климат как стиль взаимодействия людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом. Это мощный фактор, способствующий усилению психологического настроя членов коллектива [Парыгин, 2010].
Четвертый подход (В.В. Косолапов, А.Н. Щербань, Л.Н. Коган) рассматривает социально-психологический климат как социальную и психологическую совместимость членов группы, единство и сплоченность, общие мнения, обычаи и традиции [Почебут, 2010].
Таким образом, различные авторы рассматривают психологический климат как преобладающий и устойчивый психологический настрой коллектива. В современных определениях психологический климат рассматривается как интегральная характеристика состояния коллектива и совокупность социально-психологических характеристик.
Ключевые аспекты психологического климата включают:
- совокупность условий, влияющих на деятельность сотрудников и организацию;
- полифункциональность психологического климата, которая определяет любую деятельность группы;
- интеграция групповых состояний и усилий всего коллектива;
- сочетание отношений, ценностных ориентаций, ожиданий, благоприятной атмосферы, поддерживающей развитие всех членов группы [Назаренко, 2014].
Несмотря на разнообразие определений психологического климата, понятия различных авторов довольно близки по смыслу и незначительно отличаются. Исследования психологического климата в коллективе проводятся специалистами в области организационной психологии с целью оценки и оптимизации социально-психологического климата для достижения различных организационных задач [Шепель, 2004].
В своих исследованиях широкого круга организационных задач (формирование команд, улучшение производительности и эффективности управления, снижение текучести кадров и т. д.) В.М. Шепель первым представил содержание термина "социально-психологический климат". Он отметил, что это эмоциональное окрашивание психологических связей между членами коллектива, которое возникает на основе их сходства, симпатии, совпадения характеров, интересов и склонностей. Он выделил три климатические зоны:
- социальный климат, определяющий степень осознанности целей и задач общества в данном коллективе и соблюдения конституционных прав и обязанностей сотрудников;
- моральный климат, определяющий принятые моральные ценности в группе;
- психологический климат, включающий неофициальные отношения, сложившиеся между работниками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом [Шепель, 2004].
Психологический климат в организации может быть благоприятным или неблагоприятным [Шепель, 2004].
Благоприятный психологический климат характеризуется:
- радостью общения;
- доверием;
- оптимизмом;
- уверенностью, бодростью, возможностью свободно мыслить, интеллектуально и профессионально расти;
- открытостью коммуникаций;
- взаимной поддержкой, теплотой и вниманием в отношениях;
- внесением вклада в развитие организации;
- межличностными симпатиями, чувством защищенности, безопасности и комфорта.
Неблагоприятный психологический климат характеризуется:
- пессимизмом;
- страхом наказания;
- высокой напряженностью и конфликтностью отношений в группе;
- раздражительностью;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белоусова Е.А. Влияние социально-психологического климата на эффективность деятельности организации [Текст] / Е.А. Белоусова // Экономика и социум. – 2022. – №3-1(94). – С. 591-594.
2. Долгих Т.В. Совершенствование механизма управления финансовыми ресурсами ОАО "СКЭК" в современных условиях хозяйствования [Текст] / Т.В. Долгих, Я.В. Формулевич // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2015. – № 2-5 (62). – С. 184-190.
3. Дружилов С.А. Основы психологии профессиональной деятельности инженеров-электриков [Текст]: монография / С.А. Дружилов. – М.: Академия Естествознания, 2010. – 119 с.
4. Егорова А.М. Духовные потребности человека [Текст] / А.М. Егорова // Молодой ученый. – 2012. – № 2. – С. 224-226.
5. Зеленков М.Ю. Конфликтологи [Текст] / М.Ю. Зеленков. – М.: Дашков и Ко, 2012. – 324 c.
6. Ильин Г.Л. Социология и психология управления [Текст]: учебное пособие для академического бакалавриата / Г.Л. Ильин. – М.: Юрайт, 2019. – 224 с.
7. Ильинский С.В. Взаимосвязь уровня конфликтности персонала организации и его удовлетворенности трудом [Текст] / С.В. Ильинский, С.С. Зюзина // Вестник Самарской гуманитарной академии. – 2019. – № 1 (25). – С. 39-52.
8. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии [Текст]: монография / Е.С. Кузьмин. – М.: Прогресс, 2000. – 173 с.
9. Куликов Л.В. Здоровье и субъективное благополучие личности [Текст] / Л.В. Куликов // Психология здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. – С. 405-442.
10. Леонидова Г.В. Удовлетворенность трудом и успешность в труде: взаимосвязь понятий [Текст] / Г.В. Леонидова, О.Н. Калачикова // Вестник Государственного социально-гуманитарного университета. – 2019. – № 2 (34). – С. 55-61.
11. Маркова А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. – М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. – 312 с.
12. Назаренко М.А. Социально-психологический климат организации как проблема консалтинга персонала [Текст] / М.А. Назаренко, О.В. Эрдни-Горяева // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 10. С. 89–90.
13. Немов Р.С. Психология [Текст] в 2 ч. Часть 1: учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. / Р.С. Немов. – М.: Юрайт, 2023. – 243 с.
14. Носкова О.Г. Психология труда [Текст]: учебное пособие / О.Г. Носкова. – М.: Академия, 2008. – 382 с.
15. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Истоки и перспективы [Текст]: монография / Б.Д. Парыгин. – СПб.: Санкт-петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 2010. – 538с.
16. Почебут Л.Г. Организационная социальная психология [Текст]: учебное пособие / Л.Г. Почебут, В.А. Чикер. – СПб.: Альфа, 2010. – 74 с.
17. Психология труда: учебник и практикум для вузов [Текст] / С.Ю. Манухина [и др.]; под общей редакцией С.Ю. Манухиной. – М.: Юрайт, 2023. – 485 с.
18. Пять правил выдающейся эффективности. Как достигать главных целей без перегрузок и выгорания [Текст] / К. Когон, Е. Борисов, В. Ионов. – М.: АЛЬПИНА, 2018. – 240 с.
19. Русалинова А.А. Проблемы промышленной социальной психологии [Текст]: избранные труды (1964-2008 гг.) / А.А. Русалинова. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та,, 2009. – 515 с.
20. Соломанидина Т.О. Организационная культура в таблицах, текстах, кейсах и схемах [Текст]: учебно-методические материалы / Т.О. Соломанидина. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 394с.
21. Толочек В.А. Современная психология труда [Текст]: учебное пособие / В.А. Толочек. – СПб.: Питер, 2019. – 479с.
22. Хэмел Г. Во главе революции. Как добиться успеха в турбулентные времена, превратив инновации в образ жизни [Текст] / Г. Хэмел. – М.: Best Business Books, 2009. – 368с.
23. Шепель В.М. Управленческая психология [Текст]: учебник / В.М. Шепель. – М.: Экономика, 2004. – 248 с.